Украина после Евро-2012: что изменилось?

евро,2012

Это лишь один из многих неожиданных результатов, который получили украинские социологи по итогам Евро-2012. Сразу три авторитетные исследовательские структуры – GFK Ukraine, Research & Branding Group и Институт Горшенина – заинтересовались тем, каким образом Евро-2012 было оценено иностранными болельщиками и гражданами Украины.

Не секрет, что перед футбольными соревнованиями в Украине и Польше в западных средствах массовой информации появилось много негатива. Киев и Варшаву обвиняли во всех смертных грехах от тотальной коррупции до расистских разборок. Но больше всего доставалось, конечно, Украине. Относительно бедная постсоветская страна, где к тому же произошла авария на атомной станции. Прямо скажем, многие европейцы с большой опаской ехали на наши стадионы. То, что они увидели, в корне изменило их оценку.

Точно отметить отношение европейцев к Украине после Евро-2012 помог социологический опрос GFK Ukraine, проведенный по заказу Института мировой политики. Иностранцев из Евросоюза встречали на выходе со стадионов во время финальных футбольных поединков. Получился своеобразный «экзит пол» — по аналогии с «экзит полами», которые проводят исследовательские компании в день выборов на выходе из избирательных участков.

Футбольный «экзит пол» показал, что посмотреть на игры сборных в Украине из Евросоюза приехали в основном молодые люди от 25 до 34 лет. Такие встречались социологам почти в половине всех случаев (44,28%). Это важно отметить, потому что именно сегодняшние молодые люди завтра будут более активно участвовать в жизни ЕС. Вопреки распространенному мнению, что футбольные болельщики малограмотны, большая часть европейских болельщиков (45,61%) имеет высшее образование. И почти все — 84,64% — побывали в Украине впервые. Примерно столько же не имеют в Украине ни друзей, ни знакомых, а поэтому они формировали свое представление о стране непосредственно на месте. А до поездки — через все те же СМИ, в которых наша страна перед соревнованиями была описана далеко не с лучшей стороны.

Не удивительно, что после сравнения телевизионной картинки и реальности, 52,25% европейцев изменили свое мнение об Украине в лучшую сторону. Причем 52,39% выступают за немедленное предоставление Украине безвизового режима. Возможно, этот опрос стоило бы дополнительно разослать по европейским посольствам.

Но самый удивительный ответ социологи получили на вопрос о членстве Украины в Европейском союзе. Каждый шестой (16,89%) европейский болельщик на Евро-2012 думал, что Украина уже является частью Евросоюза. Абсолютное большинство считает, что Украина должна быть членом ЕС или в ближайшее время (42,56%), или после проведения ряда реформ (30,92%). То есть лишь некая маргинальная ничтожная часть опрошенных европейцев была против вступления нашей страны в европейский политический клуб. Причем, отмечают организаторы опроса, за вступление нашей страны в Евросоюз более активно выступали как раз те, кого обычно принято считать «евроскептиками» — скандинавы и англичане.

Футбольный чемпионат изменил не только отношение европейцев к Украине, но и отношение украинцев к своей стране. В прошлые годы в центре внимания были наши прошлые неудачи и трагедии — Голодомор, разрушительная Гражданская война, неудачи украинского антисоветского подполья и прочие притеснения и лишения. Украинцы отучились побеждать, достигать поставленных целей. Начал формироваться некий комплекс неполноценности Украины.

Чемпионат Евро-2012 доказал обратное. Украинцы в силах провести массовое международное спортивное соревнование. Социологи из Research & Branding Group  также проводили опрос украинцев с 26 июня по 12 июля. Абсолютное большинство опрошенных — 73% — ответили, что Украина в целом достойно провела еврочемпионат. Позитивное впечатление от Евро-2012 осталось у 64% опрошенных.

Интересный момент: Евро-2012 доставило больше позитива жителям Западной Украины, чем Восточной. В целом же 65% отнеслись к футбольному чемпионату позитивно.

По достоинству украинцы оценили и призывы европейских политиканов к бойкоту выборов. 60% уверены, что эти предложения не достигли своей цели и чемпионат прошел без признаков бойкота. Более половины — 51% — считают, что Евро-2012 стал хорошей рекламой для Украины, из-за чего в нашу страну приедет больше иностранных туристов.

В третьем социологическом опросе организации Институт Горшенина эти данные также подтверждаются. 75% опрошенных Институтом Горшенина украинцев считают, что имидж Украины после Евро-2012 улучшился. А 56,3% респондентов пошли еще дальше и выразили уверенность, что футбольную игру можно считать победой Украины во внешней политике.

То есть нынешняя власть использовала Евро-2012 как проявление так называемой политики «мягкой силы». И в результате достигла больших успехов в продвижении бренда Украины как мощной европейской державы, способной проводить такие глобальные мероприятия. Причем это позитивная «мягкая сила», а не негативная. То есть мы не жалуемся на прошлое, а творим будущее.

При этом 64% сказали, что соревнования помогли модернизировать инфраструктуру страны.

Успешный инструмент не грех использовать еще раз. Возможно, по этой причине сразу 83,5% респондентов ратуют за проведение в Украине других мероприятий такого высокого уровня. Украинские власти давно говорят об «Олимпийской мечте — 2022». Судя по социологическим опросам, для украинцев это совсем не мечта, а необходимость.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *