Экономические обещания «Партии регионов»

b62a2ef9

Партия Регионов

«Дело» решило «помянуть старое», и сравнить новые обещания ПР с обещаниями, данными во время предыдущих выборов в Верховную Раду в 2008 году. После сравнения обещаний в социальной сфере, под пристальное внимание попали экономические обещания. Мы решили оценить степень их выполнимости. Она оказалась не высока.

Что было

В программе ПР за 2008 год экономике было уделено не так много места, как в новой. Основной упор делался на развитие украинского села, кроме того, «регионалы» обещали обеспечить климат для инвестиций и бизнеса.

Вот основные экономические обещания регионалов в 2007 году:

— новый арендную плату в размере не ниже 400 грн. за гектар в год;
— создание системы земельных аукционов в 2008-2010 годах, а также вложение средств в строительство;
—завершение выдачи гражданам в 2008 году государственных актов на землю вместо земельных сертификатов;
— создание Национальной зерновой биржи для извлечения максимальной прибыли из операций купли-продажи без посредников;
— создание и проведение фруктовых и овощных аукционов в городах;
— в ближайшие 3 года (т.е. на протяжении 2008-2011 годов) должен был удвоиться объем инвестиций на развитие сельского хозяйства, в частности, социальной сферы села — на газификацию, строительство школ, больниц, дорог;
— внедрение наукоемных и энергосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии.

Что есть

Обещание с принятием нового Налогового кодекса Партия регионов выполнила. Он вступил в силу 4 декабря 2010 года. На протяжении прошедших двух лет был также принят ряд поправок к кодексу, которые касались НДС, упрощенной системы налогообложения и единого налога на прибыль. Правда, на предмет того, что НК будет содействовать долгосрочной стабильности бизнеса, у самого бизнеса есть сомнения.

А вот налоговые каникулы для структур малого семейного бизнеса оказались только предвыборным обещанием. Они не вступили в действие не только в обещанном 2008 году, но и в последующие тоже. Президент в своей программе пошел дальше — одним из ключевых лозунгов во время его предвыборной кампании было предоставление налоговых каникул малому и среднему бизнесу сроком на 5 лет. Но ожиданиям предпринимателей не суждено было сбыться — 22 сентября 2010 года парламент провалил голосование по законопроекту, предусматривавшему 6 лет освобождения от уплаты налогов на прибыль для вышеупомянутой категории бизнеса. Что примечательно, ни один депутат-«регионал» не поддержал законопроект.

Тем не менее, уже в новом Налоговом кодексе декларировалась возможность нулевой ставки налога на прибыль для некоторых типов предприятий, а именно: предприятия, вырабатывающие и продающие продукты детского питания, компании, основанные инвалидами и имеющими более половины инвалидов в штате, а также такие, что освобождаются вообще от налогообложения. Последняя категория перечислена в отдельной обширной статье кодекса.

Обещание, касающееся рынка земли и арендной ставки на землю в 400 гривен стало реальностью. В Налоговом кодексе Украины прописаны условия, на которых земля сдается в аренду, и сумма минимального арендного платежа, которая устанавливается законодательством по вопросам Николай Азаров 25 июля 2012 года заявил, что в агропромышленном секторе реализуется 20 масштабных проектов с общим объемом инвестиций более 8,5 млрд грн. Что же касается инвестиций в развитие социальной сферы украинского села — постройки новых дорог, школ, больниц, газификации — говорить о выполнении этого обещания пока не приходится. Может быть, поэтому обещание перекочевало из предыдущей предвыборной программы в действующую.

Успешность развития топливно-энергетического сектора — также вопрос сомнительный. По сути, генерация электроэнергии посредством использования альтернативных источников — производство весьма дорогостоящее, да и пока дотируемое из бюджета. Тем не менее, глава МИД Украины банка демонстрируют ту же тенденцию — 2% для 2012, 3,5% для 2013 и 4% для 2014 года. В то же время, аналитики российского Центра развития считают, что рост ВВП Украины в 2012 году может замедлиться до 0,8% с 5,2% в 2011 году. По их подсчетам, годовые темпы роста ВВП Украины в 2013-2016 годах, согласно прогнозу, ускорятся до 3,7%, а в 2017-2020 годах вновь замедлятся — до 2,8%.

То же касается и заявленного курса на стабильность национальной валюты. По оценкам Центра развития, курс гривни на 2012 год прогнозируется 9,2 грн/$ при НБУ даже при минимальном колебании мирового рынка валют, что ставит под сомнение реалистичность такого заявления.

Что касается эффективной и независимой энергетической политики, заявление о перспективе избавиться от зависимости от пай не менее 20000 грн. за гектар и увеличение арендной платы на землю с минимальной ставки в 400 грн. до 1000 грн. за гектар. Также из предыдущей программы в действующую перекочевало строительство школ, больниц, дорог и газификация. Конкретные сроки выполнения Партия регионов не указывает.

Отдельным пунктом стоит развитие инфраструктуры. В программе задекларировано строительство современных автомагистралей, аэропортов, железнодорожных вокзалов и речных/морских портов, скоростные железнодорожные перевозки, дешевое воздушное сообщение и развитие метро в разных городах Украины.

«Проблема в том, что данные заявления — чисто декларативная политическая позиция», — говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. «Что означают доступные цены на авиаперелеты для каждого украинца? Это может быть цена в 2 гривны, 2 доллара или 2000 долларов. Кроме того, нигде не указаны сроки выполнения обязательств», — считает эксперт. Более того, в цену билета входят не только стоимость услуги перевозчика, но и цена топлива и сбор аэропорта, которые, как известно, величина вариативная.

Что же касается строительства новых транспортных объектов и скоростных ж/д перевозок, то футбольный чемпионат, проведенный в Украине, показал, что это — дело весьма затратное, требующее миллиардных инвестиций. А регулярно опаздывающие скоростные Hyundai, невысокое качество полотна и высокие цены на билеты ставят под вопрос целесообразность реактивных изменений в этой сфере транспортного сообщения.

Реальность предвыборных обещаний Партии регионов лимитируется двумя основными факторами — государственным МВФ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *