Рынок мобильной связи никуда не движется

b62a2ef9

связь

Несмотря на формальный рост абонбазы, 2012 год операторы мобильной связи «пробуксовали» на месте.

Финансовые результаты компании «МТС Украина», представленные последними из украинской «большой тройки», только подтвердили очевидное — рынок мобильной связи никуда не движется. С одной стороны, все три оператора показали прирост абонентской базы: +4,8% у Киевстар, достигнув значения 26 млн абонентов, +6,1% у МТС и целых +14,4% у life:). С другой, рост абонбазы — показатель неочевидный, особенно с учетом того, что проникновение мобильной связи в Украине уже давно перевалило за 100% — по данным iKS Consulting на конец 2012 года показатель составлял 126% с тенденцией к дальнейшему росту.

Таким образом, дальнейший прирост происходит за счет абонентов, использующих одновременно две и больше SIM-карт. В то же время, сети операторов превращаются в закрытые «гетто», где абоненты, привлеченные «нулевыми» тарифами, предпочитают говорить преимущественно со «своими», для чего и приобретают карточки другого оператора. Способствует явлению и популяризация телефонов с двумя слотами для SIM-карт.

Не удивительно, что в таких условиях доходы операторов в сравнении с 2011 годом изменились на единицы процентов, а колебания их рыночных долей по доходам мобильного бизнеса вообще можно списать на статистическую погрешность. Также на единицы процентов уменьшается замершая на уровне около 40 грн средняя выручка с абонента (ARPU) — показатель, чаще других используемый при оценке прибыльности рынка и его инвестиционной привлекательности.

Сложившуюся ситуацию признают и сами операторы. «Стагнация показателя ARPU связана с несколькими факторами, среди которых — весьма жесткая конкуренция на рынке мобильной связи, дешевые внутрисетевые звонки при дорогих межсетевых, что мотивирует абонентов минимизировать внешние звонки и пользоваться двумя SIM-картами», — поясняют в пресс-службе мобильного оператора life:).

В Киевстаре считают, что импульсом для развития рынка послужит долгожданная связь третьего поколения. «Для роста ARPU и роста рынка необходимо, чтобы телеком-операторы в Украине получили возможность развивать современные технологии мобильной связи (3G/LTE), что позволит предлагать украинским пользователям инновационные услуги на базе мобильной передачи данных», — комментируют итоги года в Киевстар.

Мыкола Олиярнык, ведущий аналитик компании iKS Consulting, помимо перечисленных причин «зависания» показателя ARPU, называет также ограниченную покупательскую способность населения — отечественные абоненты просто не готовы тратить на мобильную связь существенно больше нынешнего уровня. В то же время, аналитик не разделяет оптимизма Киевстар относительно 3G. По мнению М. Олиярныка, даже если в стране наконец-то появится массово-доступная связь третьего поколения, резкого скачка средней выручки с абонента ждать не стоит, по крайней мере, в первый год её работы.

Соглашаются с низкой покупательской способностью абонентов и в МТС. «Показатель ARPU за год не изменился, потому что мы очень взвешенно относимся к ценовой политике — не повышаем цены, а стараемся повышать доходы не за счет роста тарифов, а за счет увеличения эффективности нашего бизнеса, роста абонентской базы и потребления услуг», — поясняют в МТС.

«Рынок по-прежнему стоит на месте. Рост совокупного дохода на несколько процентов в лучшем случае компенсирует товарную инфляцию — увеличение цен на материально-технические ресурсы, те же частоты и т.п.», — кратко характеризует рыночную ситуацию Роман Химич, эксперт Netton Consulting Group.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *